они были настолько медленные что люди при двежении трамвая выходили и шли рядом сним (на перекур)
является изюминкой детской здравницы, предметом законной гордости местных жителей. Недалеко ушло время, когда в Симферополе и Севастополе по ослепительно блестевшим на солнце натруженным рельсам тоже бегали вагончики. Мало того, трамвайная линия связывала Севастополь и Балаклаву. Было ли ещё где – то на полуострове или в стране налажено межгородское трамвайное сообщение? Вряд ли.
является изюминкой детской здравницы, предметом законной гордости местных жителей. Недалеко ушло время, когда в Симферополе и Севастополе по ослепительно блестевшим на солнце натруженным рельсам тоже бегали вагончики. Мало того, трамвайная линия связывала Севастополь и Балаклаву. Было ли ещё где – то на полуострове или в стране налажено межгородское трамвайное сообщение? Вряд ли.
Трамвай пришёл в Севастополь в 80 – е годы XIX века—не – намного позже по сравнению с крупными европейскими городами. Наши предшественники поступили разумно, приняв предложения иностранных инвесторов. Те в свою очередь не бросились выворачивать карманы нашим гражданам. Напротив, пассажиру выгоднее было прокатиться на трамвае, чем воспользоваться услугами извозчиков. Тем более что линии электротранспорта связывали почти все уголки города. Так, Вокзальная линия тянулась от вокзала по Портовой улице, Новому спуску и Пушкинскому переулку до Екатерининской улицы. Курсовая линия—это кольцо. В него входили Екатерининская улица, проспект Нахимова и Большая Морская. Были ещё Круговая, Артиллерийская, Корабельная линии.
Плата за проезд устанавливалась по гибкой схеме: по Артиллерийской линии—четыре копейки, по двум линиям с пересадкой—восемь копеек. Если же по Круговой и Артиллерийской—то шесть копеек, по трём линиям с двумя пересадками—десять копеек. С шести утра до 8.30 действовал пониженный тариф. Тем самым существенно упорядочивался пассажиропоток в час пик. Всё в функционировании трамвайного сообщения было устроено разумно. Ко времени, когда назрела необходимость пустить рельсовый транспорт на Балаклаву, был накоплен существенный в данном деле опыт.
В первые последовавшие после революции и Гражданской войны годы в Балаклаве отмечалась массовая безработица. Местная власть созывала бессчетное количество совещаний для поиска путей выхода из создавшейся ситуации. Надо, говорили одни, возрождать сферу курортов и отдыха. Другие указывали на Севастополь, где требовались рабочие руки. Но, извините, подавали голос третьи: учтите затруднённое транспортное сообщение с Балаклавой для курортников, тем более для поездки рабочих на севастопольские предприятия. В этот момент дискуссии надолго зависала тишина.
В самом деле, гужевой транспорт, редкий автомобильный не решали проблемы. В линейке на лошадиной тяге до Севастополя можно было добраться за два с лишним часа. И вот тут кто – то к месту вспомнил трамвай. Идея прокладки линии электротранспорта от севастопольской площади Коммуны (нынче площадь Ушакова) до Балаклавы прозвучала в ноябре 1923 года. Она сразу, как говорится, овладела массами. Не в плане мечтаний, а в конкретных действиях.
Составление проекта прокладки рельсов и строительства объектов инфраструктуры взял на себя инженер П.П. Добронравов—специалист, надо полагать, подготовленный в царское время. Стоит напомнить о том, что российские инженеры – путейцы были лучшими в мире. Смею предположить: если бы в наши дни замышлялась стройка масштаба балаклавской трамвайной линии, на согласование вопроса, изыскания, проектирование, поиски финансирования ушли бы годы без полной уверенности в положительном итоге.
Пётр Павлович представил чертежи куда надо в декабре 1923 года. В начале января 1924 – го (читатель, следите, какими темпами разворачивались события.—Авт.) проект рассматривался на специально созванном совещании. Сметная стоимость строительства оценивалась в пределах четверти миллиона рублей. В местном бюджете таких средств не нашлось. Лужков в Москве к тому времени ещё не родился. Пришлось искать деньги на месте. Они поступили от действительно прозрачной аренды, судя по всему, нэпманами в Балаклаве 12 дач сроком на 9 лет и 10 десятин виноградников в границах нынешней "Золотой балки". Всё. 15 апреля 1924 года строительство началось сразу с противоположных концов. Одновременно во встречном направлении.
О балаклавском "БАМе" писали газеты. Строки из "Маяка Коммуны" за 14 октября 1924 года: "Электричество вытесняет лошадь. Расстояние из Севастополя в Балаклаву вместо обычных двух с половиной часов будет покрыто трамваем за пятьдесят минут... На будущее лето проснётся наконец "спящая красавица" Балаклава и, благодаря трамваю, станет шумным пролетарским курортом". В заметке были ещё колючие слова: "К великому неудовольствию несущихся мимо линейщиков". Линейщики—это извозчики – монополисты. Как не вспомнить песенку в исполнении Л. Утёсова о метро, околдовавшем седоков. В Балаклаве не метро, а трамвай. Всё остальное верно.
Типографская краска сохнет быстрее, чем чернила. Но и она на газетной полосе не успела окончательно высохнуть, как 14 ноября 1924 года открылось движение трамваев на Балаклаву. "15 ноября 1924 года два вагона, разукрашенные красными флагами, с почётными гостями, представителями трудящихся, воинами армии и флота проделали первый рейс,—говорится в очерке о Балаклаве в крымском томе "Истории городов и сёл Украинской ССР" 1974 года выпуска.—В этой народной стройке принимали участие жители не только Севастополя и Балаклавы, но и окрестных сёл".
Событие давно прошедших лет, но, по другим источникам, официальное открытие регулярного движения по трамвайной линии Севастополь—Балаклава пришлось на первые числа мая 1925 года. Все равно быстро, если принять во внимание объёмы строительства—14 с лишним километров пути по пересечённой местности!—скромные технические возможности того времени.
Маршрут пролегал мимо хуторов Полуди, Жильцова, Брацлавского, Максимовича, существовавшего в то время Новоземельского поссовета, загородных воинских казарм, вблизи опять же хуторов Куджаков, Шита, Божко... 14 – й была остановка в Кадыковке, 17 – й—Левадка и, наконец, 18 – я—площадь 1 – го Мая в Балаклаве. Многие остановки совпадают с остановками ныне курсирующих автобусов 9 – го и 94 – го маршрутов. Только названия иные.
С самого начала балаклавская трамвайная линия показала свою высокую экономическую эффективность. За первые шесть месяцев её эксплуатации было получено 25 тысяч рублей прибыли. Таким образом была возвращена десятая часть её сметной стоимости. Всего за полгода. Увеличился поток курортников. Первоначально считали, что услугами трамвая ежедневно будут пользоваться не более 250 человек. На самом деле перевозились 1200 пассажиров. В оба конца на нём перевозились не только пассажиры, но и грузы. Например, в Севастополь доставлялись продукты консервного завода "Пролетарий", уловы рыболовецкого колхоза, изделия артели "Крымский мраморщик", бутовый камень и щебень рудоуправления... Истории известен лишь один сбой в движении трамвая по балаклавской линии. Он произошёл вследствие известного крымского землетрясения в 1927 году. Под воздействием стихии разрушилось здание силовой подстанции, кое – где "повело" рельсы. Потребовался нешуточный ремонт.
Газетные публикации доносят до нас имена трамвайщиков балаклавской линии: Марии Алексеевны Оганесьян, Анастасии Матвеевны Серадской, Анны Архиповны Возной... А всесоюзной известности добился вагоновожатый П.Е. Гомоля. За образцовую ударную работу во время проходившего с 15 августа 1933 года по 1 января 1934 года Всесоюзного конкурса на лучшего вагоновожатого СССР имени 2 – й годовщины июньского пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) Всесоюзным советом коммунального хозяйства при ЦИК СССР и ЦК СРКХ Павлу Емельяновичу было присуждено первое место.
П.Е. Гомоля подтвердил свой высокий класс и в период обороны Севастополя от фашистских захватчиков. Как только балаклавская трамвайная линия оказалась в зоне досягаемости огня вражеской артиллерии, в ноябре 1941 года отменили пассажирские перевозки. Павел Емельянович и его товарищи переключились на перевозки главным образом военных грузов. Однажды на середине маршрута трамвай П.Е. Гомоли подвергся нападению с воздуха. Авиабомбами разворотило пути и впереди, и сзади. Возник пожар в вагоне. Отважный вагоновожатый не оставил пост. Ему удалось укротить огонь. После восстановления пути прибывшими ремонтниками Павел Емельянович доставил сохранённый им груз по назначению. Подвиг П.Е. Гомоли был отмечен медалью "За отвагу".
Линия балаклавского трамвая сражалась с врагом до конца. Как только движение по ней было окончательно остановлено, рельсы пустили на изготовление противотанковых "ежей".
В 1944 году были подсчитаны потери трамвайщиков в период Великой Отечественной. Получилась внушительная сумма—один миллион 952 тысячи рублей. Восстанавливать было нечего. Напоминанием о ней могут служить фрагмент насыпи и мостик – труба для отвода поверхностных вод в районе 5 – го километра Балаклавского шоссе. Пару – тройку лет назад прокладывали инженерные сооружения на площади 1 – го Мая—в историческом центре Балаклавы. Почти на метровой глубине строители наткнулись на трамвайную линию. Её не стали тревожить. Она и сейчас покоится на своём месте под толщей щебня и асфальта.
Подаренные москвичами три автобуса персонально для транспортного сообщения по маршруту Севастополь—Балаклава были переданы троллейбусникам. На церемонии, посвящённой выходу на маршрут комфортабельных машин, говорили, что за ними пойдут троллейбусы. Минули годы. Автобусы заметно обветшали, а разговоры о прокладке троллейбусной линии в Балаклаву то надолго затихают, то вспыхивают с новой силой. Будто нет примера балаклавцев более чем 80 – летней давности. Жили они в более тяжёлое время, чем сейчас. Но по – настоящему проявив волю, заинтересованность, за год – полтора пустили в Балаклаву трамвай. Он запомнился потому, что коренным образом облегчил в первую очередь жизнь простых людей.
...Слово "трамвай" с английского—вагон и дорога. Дорога на Балаклаву никуда не делась. Нужен вагон или на худой конец салон троллейбуса.
Плата за проезд устанавливалась по гибкой схеме: по Артиллерийской линии—четыре копейки, по двум линиям с пересадкой—восемь копеек. Если же по Круговой и Артиллерийской—то шесть копеек, по трём линиям с двумя пересадками—десять копеек. С шести утра до 8.30 действовал пониженный тариф. Тем самым существенно упорядочивался пассажиропоток в час пик. Всё в функционировании трамвайного сообщения было устроено разумно. Ко времени, когда назрела необходимость пустить рельсовый транспорт на Балаклаву, был накоплен существенный в данном деле опыт.
В первые последовавшие после революции и Гражданской войны годы в Балаклаве отмечалась массовая безработица. Местная власть созывала бессчетное количество совещаний для поиска путей выхода из создавшейся ситуации. Надо, говорили одни, возрождать сферу курортов и отдыха. Другие указывали на Севастополь, где требовались рабочие руки. Но, извините, подавали голос третьи: учтите затруднённое транспортное сообщение с Балаклавой для курортников, тем более для поездки рабочих на севастопольские предприятия. В этот момент дискуссии надолго зависала тишина.
В самом деле, гужевой транспорт, редкий автомобильный не решали проблемы. В линейке на лошадиной тяге до Севастополя можно было добраться за два с лишним часа. И вот тут кто – то к месту вспомнил трамвай. Идея прокладки линии электротранспорта от севастопольской площади Коммуны (нынче площадь Ушакова) до Балаклавы прозвучала в ноябре 1923 года. Она сразу, как говорится, овладела массами. Не в плане мечтаний, а в конкретных действиях.
Составление проекта прокладки рельсов и строительства объектов инфраструктуры взял на себя инженер П.П. Добронравов—специалист, надо полагать, подготовленный в царское время. Стоит напомнить о том, что российские инженеры – путейцы были лучшими в мире. Смею предположить: если бы в наши дни замышлялась стройка масштаба балаклавской трамвайной линии, на согласование вопроса, изыскания, проектирование, поиски финансирования ушли бы годы без полной уверенности в положительном итоге.
Пётр Павлович представил чертежи куда надо в декабре 1923 года. В начале января 1924 – го (читатель, следите, какими темпами разворачивались события.—Авт.) проект рассматривался на специально созванном совещании. Сметная стоимость строительства оценивалась в пределах четверти миллиона рублей. В местном бюджете таких средств не нашлось. Лужков в Москве к тому времени ещё не родился. Пришлось искать деньги на месте. Они поступили от действительно прозрачной аренды, судя по всему, нэпманами в Балаклаве 12 дач сроком на 9 лет и 10 десятин виноградников в границах нынешней "Золотой балки". Всё. 15 апреля 1924 года строительство началось сразу с противоположных концов. Одновременно во встречном направлении.
О балаклавском "БАМе" писали газеты. Строки из "Маяка Коммуны" за 14 октября 1924 года: "Электричество вытесняет лошадь. Расстояние из Севастополя в Балаклаву вместо обычных двух с половиной часов будет покрыто трамваем за пятьдесят минут... На будущее лето проснётся наконец "спящая красавица" Балаклава и, благодаря трамваю, станет шумным пролетарским курортом". В заметке были ещё колючие слова: "К великому неудовольствию несущихся мимо линейщиков". Линейщики—это извозчики – монополисты. Как не вспомнить песенку в исполнении Л. Утёсова о метро, околдовавшем седоков. В Балаклаве не метро, а трамвай. Всё остальное верно.
Типографская краска сохнет быстрее, чем чернила. Но и она на газетной полосе не успела окончательно высохнуть, как 14 ноября 1924 года открылось движение трамваев на Балаклаву. "15 ноября 1924 года два вагона, разукрашенные красными флагами, с почётными гостями, представителями трудящихся, воинами армии и флота проделали первый рейс,—говорится в очерке о Балаклаве в крымском томе "Истории городов и сёл Украинской ССР" 1974 года выпуска.—В этой народной стройке принимали участие жители не только Севастополя и Балаклавы, но и окрестных сёл".
Событие давно прошедших лет, но, по другим источникам, официальное открытие регулярного движения по трамвайной линии Севастополь—Балаклава пришлось на первые числа мая 1925 года. Все равно быстро, если принять во внимание объёмы строительства—14 с лишним километров пути по пересечённой местности!—скромные технические возможности того времени.
Маршрут пролегал мимо хуторов Полуди, Жильцова, Брацлавского, Максимовича, существовавшего в то время Новоземельского поссовета, загородных воинских казарм, вблизи опять же хуторов Куджаков, Шита, Божко... 14 – й была остановка в Кадыковке, 17 – й—Левадка и, наконец, 18 – я—площадь 1 – го Мая в Балаклаве. Многие остановки совпадают с остановками ныне курсирующих автобусов 9 – го и 94 – го маршрутов. Только названия иные.
С самого начала балаклавская трамвайная линия показала свою высокую экономическую эффективность. За первые шесть месяцев её эксплуатации было получено 25 тысяч рублей прибыли. Таким образом была возвращена десятая часть её сметной стоимости. Всего за полгода. Увеличился поток курортников. Первоначально считали, что услугами трамвая ежедневно будут пользоваться не более 250 человек. На самом деле перевозились 1200 пассажиров. В оба конца на нём перевозились не только пассажиры, но и грузы. Например, в Севастополь доставлялись продукты консервного завода "Пролетарий", уловы рыболовецкого колхоза, изделия артели "Крымский мраморщик", бутовый камень и щебень рудоуправления... Истории известен лишь один сбой в движении трамвая по балаклавской линии. Он произошёл вследствие известного крымского землетрясения в 1927 году. Под воздействием стихии разрушилось здание силовой подстанции, кое – где "повело" рельсы. Потребовался нешуточный ремонт.
Газетные публикации доносят до нас имена трамвайщиков балаклавской линии: Марии Алексеевны Оганесьян, Анастасии Матвеевны Серадской, Анны Архиповны Возной... А всесоюзной известности добился вагоновожатый П.Е. Гомоля. За образцовую ударную работу во время проходившего с 15 августа 1933 года по 1 января 1934 года Всесоюзного конкурса на лучшего вагоновожатого СССР имени 2 – й годовщины июньского пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) Всесоюзным советом коммунального хозяйства при ЦИК СССР и ЦК СРКХ Павлу Емельяновичу было присуждено первое место.
П.Е. Гомоля подтвердил свой высокий класс и в период обороны Севастополя от фашистских захватчиков. Как только балаклавская трамвайная линия оказалась в зоне досягаемости огня вражеской артиллерии, в ноябре 1941 года отменили пассажирские перевозки. Павел Емельянович и его товарищи переключились на перевозки главным образом военных грузов. Однажды на середине маршрута трамвай П.Е. Гомоли подвергся нападению с воздуха. Авиабомбами разворотило пути и впереди, и сзади. Возник пожар в вагоне. Отважный вагоновожатый не оставил пост. Ему удалось укротить огонь. После восстановления пути прибывшими ремонтниками Павел Емельянович доставил сохранённый им груз по назначению. Подвиг П.Е. Гомоли был отмечен медалью "За отвагу".
Линия балаклавского трамвая сражалась с врагом до конца. Как только движение по ней было окончательно остановлено, рельсы пустили на изготовление противотанковых "ежей".
В 1944 году были подсчитаны потери трамвайщиков в период Великой Отечественной. Получилась внушительная сумма—один миллион 952 тысячи рублей. Восстанавливать было нечего. Напоминанием о ней могут служить фрагмент насыпи и мостик – труба для отвода поверхностных вод в районе 5 – го километра Балаклавского шоссе. Пару – тройку лет назад прокладывали инженерные сооружения на площади 1 – го Мая—в историческом центре Балаклавы. Почти на метровой глубине строители наткнулись на трамвайную линию. Её не стали тревожить. Она и сейчас покоится на своём месте под толщей щебня и асфальта.
Подаренные москвичами три автобуса персонально для транспортного сообщения по маршруту Севастополь—Балаклава были переданы троллейбусникам. На церемонии, посвящённой выходу на маршрут комфортабельных машин, говорили, что за ними пойдут троллейбусы. Минули годы. Автобусы заметно обветшали, а разговоры о прокладке троллейбусной линии в Балаклаву то надолго затихают, то вспыхивают с новой силой. Будто нет примера балаклавцев более чем 80 – летней давности. Жили они в более тяжёлое время, чем сейчас. Но по – настоящему проявив волю, заинтересованность, за год – полтора пустили в Балаклаву трамвай. Он запомнился потому, что коренным образом облегчил в первую очередь жизнь простых людей.
...Слово "трамвай" с английского—вагон и дорога. Дорога на Балаклаву никуда не делась. Нужен вагон или на худой конец салон троллейбуса.