Первой послевоенной дизель-электрической ПЛ стала самая массовая в ВМФ СССР ДПЛ пр.613 (по классификации НАТО «Whiskey»). Проект явился развитием ПЛ среднего водоизмещения проекта 608, разрабатывавшегося в 1942–1944 г. В конце 1944 г. ВМФ получил материалы по немецкой ПЛ U-250 (потопленной в Финском заливе и затем поднятой), имевшей ТТЭ, близкие к проекту 608. В связи с этим, нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов принял решение прекратить, до изучения материалов по U-250, работу над пр. 608. В январе 1946 года, после изучения трофейных ПЛ (U-250, XXI серии и т.д.), Главком ВМФ по представлению ГУК утвердил ТТЗ на проектирование ДПЛ проекта 613. В нём было предложено изменить ТТХ по проекту 608 в сторону увеличения скорости хода и дальности плавания при увеличении стандартного водоизмещения до 800 тонн. Проектирование поручили ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»), а главным конструктором был назначен В.Н.Перегудов, затем Я.Е.Евграфов, а с 1950 года З.А.Дерибин. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга Л.И.Климов. В августе 1946 года было выдана ТТЗ на пр.613,а 15.08.1948 технический проект был утвержден Советским правительством. При разработке теоретических чертежей особое внимание обращалось на обеспечение высоких ходовых качеств в подводном положении. В результате, скорость полного подводного хода увеличилась до 13 узлов (вместо 12). Вооружение включало четыре носовых 533-мм ТА и два кормовых 533-мм ТА. Количество запасных торпед к носовым ТА было доведено до 6, что и являлось их общим количество запасных торпед. Основными средствами обнаружения в подводном положении были ГАС «Тамир-5Л» и ГАС шумопеленгования «Феникс».Первоначально размещалось артиллерийское вооружение из одного спаренного 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ и одного спаренного 25-мм автомата 2М-8. Позже всё артиллерийское вооружение со всех ДПЛ пр.613 было снято. По конструкции — это была двухкорпусная ПЛ. Прочный корпус — цельносварной, с наружными шпангоутами, разделен на 7 отсеков, в районе аккумуляторных батарей сформирован из двух сопряженных цилиндров, образующих «восьмерку», причем диаметр нижнего цилиндра больше диаметра верхнего, 1-й, 3-й и 7-й отсеки отделены сферическими переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 и образуют отсеки-убежища, остальные переборки рассчитаны на давление 1 кг/см2. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении одного отсека и двух смежных к нему ЦГБ одного борта. Балласт принимается в 10 ЦГБ, размещенных в легком корпусе. ЦГБ бескингстонные (только в средней группе цистерны №4 и №5 имели кингстоны), что упростило конструкцию и удешевило постройку. Воздух высокого давления размещался в 22 баллонах объемом около 900 литров, рассчитанных на давление 200 кг/см2. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора. Первоначально воздушные трубопроводы были стальными, с внутренним покрытием из меди, но они сильно корродировали и их впоследствии заменили на красномедные. Главный осушительный насос типа 6МВх2 обладал производительностью 180 мЗ/час при напоре 20 м водяного столба и 22 мЗ/час при напоре 125 м водяного столба. Кроме этого, имелись трюмно-поршневые насосы ТП-20/250 (20 мЗ/час при 250 м водяного столба). Первоначально в носовой оконечности располагалась цистерна плавучести, но, когда было демонтировано артиллерийское вооружение ее убрали. Впервые в отечественной практике подводного кораблестроения был применен горизонтальный стабилизатор в кормовой оконечности корабля.
Главная ЭУ лодки включала двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению с дизелями 1Д, стоявшими на довоенных ПЛ IX -бис и XIII серий, при одинаковой мощности имели меньшие вес, габариты и число цилиндров. Имелось также устройство РДП с шахтой и поплавковым клапаном (впервые в советском подводном кораблестроении). Два главных электродвигателя ПГ-101 по 1350 л.с. обеспечивали полный ход, столько же 50-сильных ПГ-103 — экономичный и так называемый режим подкрадывания. Однако двухтактные дизели 37Д имели более высокий уровень шума. Механизмы линий валов устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. ЭД экономического хода передали вращение на гребные валы через эластичные и бесшумные текстропные передачи с передаточным числом 1:3 и фрикционные муфты экономического хода. Между дизелями и ГЭД разместились шинно-пневматические разобщительные муфты (ШПРМ) и такие же муфты — между ГЭД и упорными валами, которые соединялись с гребными валами жесткими фланцами. ШПРМ были применены ввиду явного преимущества перед муфтами типа «БАМАГ», устанавливавшимися на ПЛ довоенных проектов — они позволяли осуществить звукоизоляцию дизелей и линии вала, производить монтаж линии вала на стапеле, а не после спуска на воду, так как допускали значительно большие изломы и смещение сопрягаемых осей отдельных частей валопровода.
Для обеспечения работы дизелей надводного хода на перископной глубине на этих лодках, имелось, как упоминалось, специальное устройство РДП, представлявшее собой выдвижную шахту для подачи свежего воздуха внутрь корпуса лодки, что и обеспечивало работу главных двигателей. Воздушный канал этого устройства снабжался поплавковым клапаном для предотвращения попадания воды при захлестывании или заглублении его верхней части, а удаление выхлопных газов производилось через стационарную шахту, размещенную в кормовой части ограждения рубки. Необходимо отметить, что прообраз РДП еще в начале века был сконструирован нашим офицером-подводником Гудимом и установлен на одной из русских ПЛ. И лишь спустя несколько десятилетий, уже в качестве отработанного образца, подобное устройство стало широко известно под названием «шнорхель». Перископы, РДП, вертикальный и горизонтальные рули, крышки ТА имели гидравлический привод. Впервые в отечественном флоте на этих лодках применялась система бесшумной дифферентовки (только воздухом), установлены газоотводы с выхлопом в воду, направленным в корму (использование отсасывающего эффекта потока забортной воды), для гальюнов установлены сточные баллоны. Предполагалось установка холодильной машины для охлаждения воздуха в ПЛ, но из-за неудовлетворительной работы она была снята. Лодки пр. 613 строились поточно-позиционным методом с широким использованием автоматической сварки. 11.04.1950 на заводе № 444 (ныне Черноморский судостроительный завод) в Николаеве установкой на стапель 1-й секции состоялась закладка головной ПЛ С-61. Всего до 1957 года на этом заводе было построено 72 ДПЛ этого проекта. На заводе «Красное Сормово* в Горьком, первая ПЛ — С-80 (заказ 801) — заложили 13.03.1950. Спущена на воду 21.10.1950 при 70% технической готовности. 01.11.1950 ПЛ прибыла в Баку, где с 31.12.1950 по 26.04.1951 проходила испытания. 09.06.1951 состоялись глубоководные погружения, а 02.12.1951 был подписан приемный акт. На этом заводе до 1956 года было построено 113 ДПЛ. Кроме того, на Балтийском ССЗ было построено в 1953–1958 годах 19 ДПЛ и на СЗЛК в 1954–1957 годах 11 ДПЛ. В процессе испытания лодок С-61 и С-80 выявились следующие конструктивные недостатки:
— в систему гидравлики попадала забортная вода, наблюдались гидравлические удары, некачественно выполнялись уплотнения и фильтры очистки, ненадежной была работа машинок клапанов вентиляции.
— разворачивало выдвижные устройства (отсутствовали направляющие для них).
— повышенная температура подшипников и муфт на линиях валов, вибрация механизмов, выход из строя баллонов шиннопневматических муфт и проблемы с их заменой.
В 1954 г., при испытаниях одной из серийных ДПЛ, выяснилось, что при кратковременной работе дизелей, продолжавшейся после закрытия захлопок, в газоотводе образуется взрывоопасная смесь и первые же искры, попавшие из дизеля в ресивер, вызывают взрыв. Пришлось, для ликвидации этой проблемы, устанавливать блокировочные устройства. Станция радиоразведки «Накат» не была готова к моменту сдачи флоту большинства ДПЛ и устанавливалась на них уже в процессе эксплуатации. В 1956 г. по решению Совмина СССР с лодок было демонтировано артиллерийское вооружение, после чего несколько увеличились скорость и дальность плавания в подводном положении. В процессе плановых ремонтов, на кораблях заменялись некоторые образцы радиотехнического вооружения. Всего предполагалось построить 340 ПЛ этого проекта, фактически построено 215 (что составило рекорд в серийности постройки ПЛ в отечественном ВМФ) и, в свое время, они составляли основу советских подводных сип. В процессе серийного производства в проект вносились некоторые изменения, в частности, в расположении артвооружения — часть ПЛ имела орудие перед рубкой, часть — за рубкой. Кроме этого, на первых 10 ПЛ серии были установлены многоопорные волнорезные щиты конструкции Лебедева, которые имели величину открытия крышек больше, а усилие на тягу меньше, чем волнорезы обычной конструкции. Однако, у этих волнорезов даже при незначительной деформации происходило заклинивание щитов, поэтому, начиная с 6-й лодки серии устанавливались обычные волнорезы.
Несмотря на некоторые недостатки, эта достаточно простая в устройстве и надежная ДПЛ была любима подводниками ВМФ СССР. При всей простоте, а в ряде случаев даже примитивности оборудования она оказалась одной из самых малошумных ДПЛ ВМФ СССР. В какой-то степени историю жизни ДПЛ пр.613 можно сравнить с жизнью знаменитой русской 3-х линейной винтовки обр.1891 года. Тоже не выдающаяся, но надежная и любимая всеми воинами России. Именно проект 613 принес отечественному подводному кораблестроению первый международный успех: это первый русский проект ПЛ, реализованный за рубежом. В 1954 году, по решению правительства, рабочие чертежи и техническая документация на ДПЛ передали Китаю. По условиям договора, первые 3 ДПЛ полностью строились в СССР, а затем в разобранном виде перевозились в КНР. Собирались они в Шанхае, на судостроительном заводе «Дзянань» и испытывались в Порт-Артуре в конце 1957 г. Все последующие ДПЛ строились в Китае, но СССР поставлял для них сталь, электрооборудование, механизмы и вооружение. В конце 1957 года, после успешного завершения испытаний первых трех ДПЛ, в Китае началась подготовка производства к строительству ДПЛ на Уханьском судостроительном заводе в Ханькоу. Головная ДПЛ этого завода испытывалась в Порт-Артуре в период с ноября 1958 г. по январь 1959 г. К этому моменту в Порт-Артуре находилось уже 15 ДПЛ постройки завода «Дзянань».
Лодки проекта 613 часто модернизировали или переделывали. Так, у 27 увеличили автономность до 45 суток (проект 613В), на С-384 глубину торпедной стрельбы довели до 70 м (по иностранным данным на этом проекте тестировались новые аккумуляторные батареи) (проект 61ЗЦ), четыре корабля оборудовали станциями дальнего радиолокационного обзора (проект 640 (разрабатывались 640У и 640Т)). Лодки этого проекта использовались для проведения натурных испытаний различных видов вооружения, некоторые из них получили на вооружение ракеты. ДПЛ С-146 была переоборудована по проекту П-613 для испытаний крылатых ракет комплекса П-5. После завершения этих испытаний и принятия ракет на вооружение, лодки С-44, С-46, С-69. С-80, С-158 и С-162 прошли переоборудование по проекту 644 (разрабатывались 644Д, 644У, 644.7) и получили на вооружение комплекс П-5 и 2 крылатые ракеты и контейнерах за рубкой, а ДПЛ С-61, С-64, С-142, С-152, С-155 и С-164 переоборудованы по проекту 665, разработанному в ЦКБ-112 и получили на вооружение комплекс П-5 и 4 ракеты, размещенные в ограждении рубки. ПЛ С-229 переоборудована по проекту 613Д4 в опытовую лодку для проведения испытаний по подводному старту баллистических ракет Р-21. С-65 прошла переоборудование по проекту 613РВ для отработки ракето-торпед. Более 30 ДПЛ было модернизировано по другим проектам, в том числе ДПЛ С-273 была переоборудована по проекту 613Э «Катран» с воздухонезависимой ЭУ с ЭХГ, С-43 переоборудована для отработка новых видов спасательной техники, включая спасательную камеру (проект 613С), С-63 переоборудована в спасательную ПЛ по проекту 666. В 1959 г. на С-345 и С-378 испытывалась станция звукоподводной связи. С-72 модернизирована по проекту 613А, затем 613АД (для испытаний новых образцов оборудования ракетного оружия — КР «Аметист»), С-45 использовалась для тестов на разрушение, проект 613Е — оснащен системой ВДВ 400 кг/см.кв., проект 613Б — танкер (50-е годы, ЦКБ-112 (ныне — ОАО «ЦКБ Лазурит»), проект не реализован) для заправки топливом гидросамолетов Б-10, проект 613Д5 — испытания комплекса Р-27, проект 613Д7 — испытание комплекса Д-7, проект 613Ш — испытание подледного гидроакустического комплекса и возможности длительного пребывания под водой, проект 613Х — 15-килотонная ракета в одной шахте (не реализован, по данным зарубежных источников), ЕП-613 — предпроектная разработка П-613, проект В-613 — испытание ракеты Р-11ФМ, проект 3П-613 — испытание воздушнонезависимой двигательной системы, проект 613М — переоборудование для испытаний опытных образцов серебряно-цинковых аккумуляторных батарей и гребного электрооборудования с главными электродвигателями повышенной мощности с кремний органической изоляцией. Кроме этого существует (по данным зарубежных источников) несколько «неприжившихся» наименований проектов: 613М — после снятия артвооружения, 613И — экспортный вариант.
Эти ДПЛ активно передавались другим странам. 10 ДПЛ переданы Египту, 12 — Индонезии (получили наименования: KRI Cakra (401), KRI Nanggala (402), KRI Nagabanda (403), KRI Trisula (404), KRI Nagarangsang (405), KRI Candrasa, (406), KRI Alugoro (407), KRI Cundamani (408), KRI Hendrajala (409), KRI Pasopati (410), KRI ? (411), KRI Bramastra (412)), 4 — КНДР, 3 -Сирии, 4 — Польше, 2 — Болгарии, 1 — Кубе и еще 4 корабля были захвачены Албанией на базе во Влере в момент разрыва советско-албанских отношений.
Две ДПЛ переданы министерству рыбного хозяйства, переоборудованы для океанографических и рыболовных исследований, получили названия «Северянка» (С-148 в 1957) и «Славянка» (?).
Два корабля этого типа погибли: С-178 — в 1981 г. на Тихом океане в проливе Босфор Восточный и С-80 (пр. 644) в январе 1961 г. в Баренцевом море.
Дальнейшим развитием ДПЛ пр.613 стала ДПЛ проекта 633.
Завод 112
ПЛ «С-43»
29.12.1952 г. вступила в строй ВМФ СССР.
1960 г. закончено переоборудование по пр. 613С (опытовая спасательная ПЛ).
1961 г . проведены испытания, которые подтвердили эффективность новых спасательных устройств и позволили рекомендовать их для внедрения на строящиеся и проектируемые ПЛ.
В дальнейшем ПЛ пр. 613С использовалась для тренировки личного состава в проведении спасательных операций.
ПЛ «С-45»
31.12.1952 г. вступила в строй ВМФ СССР.
1958–1960 г. проходила тестирование при взрывах около корпуса.
ПЛ «С-140»
18.03.1953 г. вступила в строй ВМФ СССР.
Переоборудована по проекту 613В.
ПЛ «С-141»
11.04.1953 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-143» («Ульяновский комсомолец»)
08.04.1953 г. вступила в строй ВМФ СССР.
17.09.1976 г. переименована в «Ульяновский комсомолец».
ПЛ «С-144»
30.09.1953 г. вступила в строй ВМФ СССР.
10.10.1957 г. на полигоне около Новой Земли на расстоянии 10 км был произведен выстрел торпедой Т-V (несколько модернизированная торпеда 53–57) с ядерной боевой частью. Отклонение торпеды от расчетной боевой точки составило около 130 м. В результате взрыва подводные лодки С-84 (крейсерское положение, 250 м от эпицентра) и С-20 (позиционное положение, 310 м от эпицентра) затонули, а С-19 в позиционном положении осталась на плаву, но в полностью небоеспособном состоянии..
ПЛ «С-145»
30.06.1953 г. вступила в строй ВМФ СССР.
Модернизирована по пр. 613В.
ПЛ «С-147»
21.12.1953 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-148» («Северянка»)
30.12.1953 г. вступила в строй ВМФ СССР.
1957–1958 гг. переоборудована в НИС для изучения промысловых рыбных скоплений и отработки способов их поиска и траления.
14.12.1958 г. получила наименование «Северянка».
1959–1966 гг. выполнила 10 научных рейсов.
1967 г. возвращена ВМФ, до середины 70-х использовалась как зарядовая станция.
ПЛ «С-150»
25.09.1953 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-157»
30.11.1953 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-159»
18.01.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
07.1961 г. участие в учениях под кодовым названием «Полярный круг».
07.1961 г. участие в спасении экипажа аварийной ПЛ «К-19».
ПЛ «С-160»
10.03.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-161»
26.03.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
Модернизирована по проекту 613В.
ПЛ «С-163»
29.03.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-43»
29.12.1952 г. вступила в строй ВМФ СССР.
1960 г. закончено переоборудование по пр. 613С (опытовая спасательная ПЛ).
1961 г. проведены испытания, которые подтвердили эффективность новых спасательных устройств и позволили рекомендовать их для внедрения на строящиеся и проектируемые ПЛ.
В дальнейшем ПЛ пр. 613С использовалась для тренировки личного состава в проведении спасательных операций.
ПЛ «С-45»
31.12.1952 г. вступила в строй ВМФ СССР.
1958–1960 г. проходила тестирование при взрывах около корпуса.
ПЛ «С-165»
10.05.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-166»
15.07.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-167»
30.07.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-168»
23.07.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-169»
29.07.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-170»
26.07.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-171»
10.08.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-172»
30.08.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
Модернизирована по проекту 613В.
ПЛ «С-173»
18.09.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-174»
23.09.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-175»
10.10.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-176»
10.10.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-177»
26.09.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-178»
20.10.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
1954 г. зачислена в состав Тихоокеанского Флота.
Прошла модернизацию по проекту 613В.
21.10.1981 г. Погибла в результате столкновения с РФС «Рефрижератор-13». В день катастрофы подводная лодка под командованием капитана 3-го ранга Маранго В. А. возвращалась в базу после двухдневного выхода в море для замеров шумности. Лодка шла в надводном положении, на смешанном режиме движения (левый дизель+правый гребной эл. двигатель) со скоростью 9 узлов. Волнение моря достигало 2 баллов, видимость была полная, ночная. Для удобства работы дизелистов и электриков переборка между отсеками была раздраена. Кроме того, наступило время ужина, бачковые разносили пищу, поэтому были открыты переборочные двери между 4 и 5-м отсеками. В 19.30 по хабаровскому времени С-178 получила «добро» на вход в бухту Золотой Рог, для сокращения времени хода маршрут проложили через полигон боевой подготовки. Вина за создание предпосылок к аварийной ситуации лежит на оперативном дежурном ОВР при морской флотилии, который дал разрешение на выход РФС-13 из бухты, а через короткий промежуток времени его помощник, прибывший с ужина, разрешил вход лодке в бухту Золотой Рог. Информация о выходе РФС-13 на подводную лодку передана не была, наблюдение за движением судов ОД ОВР не организовал. Старпом РФС-13, желая поскорее выйти из зоны ответственности ОД ОВР, самовольно сменил курс и оказался на том же полигоне КТОФ, в который также самовольно вошла лодка. В 19 час 30 мин вахтенные РФС-13 заметили огни встречного судна, которое приняли за рыболовецкий траулер. Одновременно старпому поступил доклад об отметке цели на экране РЛС. Пеленг на встречное судно не менялся, дистанция быстро сокращалась. Акустик лодки также доложил об обнаружении встречного судна, но его доклад как-то затерялся в наступившей благодушной после ужина атмосфере — все потянулись на моcтик, покурить. Согласно МПСС-72 и правил плавания в порту Владивосток, дорогу должен был уступать РФС-13, однако управлявший судном старпом Курдюков В. Ф. в силу каких-то причин не принял никаких мер для безопасного расхождения судов (возможно подумал — подумаешь, встречный тралец…). На фоне береговых огней Владивостока и стоящих на рейде судов, огни РФС-13 с мостика подводной лодки заметили слишком поздно. Командир успел отдать команду: «Право на борт! Сигнальщику осветить встречное судно»… Но было уже поздно. В 19 час 45 мин «Рефрижератор-13» со скоростью 8 узлов на курсовом угле 20–30 градусов ударил лодку в левый борт в районе 6 отсека. Через образовавшуюся пробоину площадью около 2 кв. м. отсек был затоплен в течении 15–20 секунд. Лодка получила сильный динамический крен, стоявшие на мостике люди полетели в воду. при мерно через 40 секунд после столкновения лодка, принявшая в прочный корпус около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 31 метр с креном в 28 градусов на правый борт. из-за стремительного поступления воды «раскрытые» 6, 5 и 4-й отсеки загерметизироваться не смогли, и в течении полутора минут в них погибло 18 человек. Четверо моряков загерметизировались в 7, кормовом отсеке, оставшиеся в живых члены экипажа сосредоточились в 1 и 2-м отсеках, поскольку центральный пост также затопило в течении 30 минут. Фильтрация воды в 7-й отсек составляла до 15 тонн в час, в связи с чем находившийся на борту начальник штаба бригады Каравеков отдал команду покинуть отсек выходом на поверхность. Однако моряки не смогли открыть крышку верхнего люка (как выяснилось впоследствии — из-за того, что не сравняли давление с забортным). Попытки выйти через кормовые ТА также не удались, через четыре часа связь с отсеком прекратилась. В носовых отсеках на 26 оставшихся в живых имелось 20 комплектов ИСП-60 для выхода на поверхность. Подняв из воды семерых из 11 подводников, РФС-13 в 19 час 57 мин сообщил об аварии диспетчеру Дальневосточного морского порта. В 20 час 15 мин оперативный дежурный ОВР объявил тревогу поисковым силам и спасательному отряду, к месту аварии вышло СС «Жигули», СС «Машук» и спасательная подводная лодка БС-480 «Комсомолец Узбекистана» проекта 940. В 21.00 с борта РФС-13 обнаружили спасательный буй лодки. В 21 час 50 мин спасательные суда начали подходить к месту аварии. Руководство спасательными работами возглавил начальник штаба ТОФ вице-адмирал Голосов. В 08.45 22 октября БС-480 впервые в мировой практике начала спасение людей с затонувшей С-178, однако обнаружить объект и занять позицию для начала работы водолазов не удавалось в течении 17 часов, БС-480 трижды всплывала и погружалась, безрезультатно маневрировала и в конце-концов лодочные водолазы начали работы лишь в 03.03 23 октября. За это время отчаявшиеся подводники начали самостоятельно выходить на поверхность, при этом трое из них бесследно исчезли — не исключено, что виной тому стали винты маневрировавшей лодки-спасателя. К вечеру 23 октября начался организованный вывод моряков из отсеков и в 20 час 30 мин последним затонувшую лодку покинул старший помощник капитан-лейтенант Кубынин. В ходе вывода погибли ещё трое подводников. 24 октября приступили к работам по подъёму затонувшей лодки. Вначале её подняли понтонами до глубины 15 метров, отбуксировали в бухту Патрокл и положили там на грунт, после чего водолазы вынесли из отсеков тела погибших. 15 ноября 1981 года лодка была поднята на поверхность, после осушения отсеков и выгрузки торпед, лодку отбуксировали в сухой док Дальзавода. Восстановление лодки было признано нецелесообразным. Командир С-178 капитан 3-го ранга Маранго и старпом РФС-13 Курдюков были осуждены на 10 лет каждый. Авария подводной лодки унесла жизни 31 (в некоторых источниках 32) моряка.
Рубка лодки установлена на братской могиле погибших моряков на кладбище во Владивостоке.
ПЛ «С-179»
05.11.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-180»
09.12.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-181»
23.11.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-182»
08.12.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-183»
14.12.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-184»
18.12.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-185»
20.12.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-186»
30.12.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-192»
22.12.1954 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-193»
28.04.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-194»
17.08.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
1955 г. зачислена в состав Балтийского флота.
1989–1990 гг. исключена из состава ВМФ.
1992 г. Продана шведской компании «Submarinebrothers, Ltd.».
05.1999 г. после экспонирования в Стокгольме в гавани Ваза (у здания Музея «Ваза»), с мая 1999 г. установлена в качестве плавучего музея в г. Норрчёпинге (Швеция).
ПЛ «С-195»
17.08.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-196»
25.05.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-197»
01.04.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-198»
24.03.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-199»
28.03.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-200»
29.03.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-250»
24.07.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-261»
02.04.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-262»
30.06.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-263»
30.06.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-264»
31.07.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-265»
31.07.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
1962 выведена из состава флота и передана ВМС Польши.
ПЛ «С-266»
02.08.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
Модернизирована по проекту 613В.
ПЛ «С-267»
09.07.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-268»
31.07.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-269»
29.07.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-270»
27.08.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
07.1961 г. участие в учениях под кодовым названием «Полярный круг».
07.1961 г. участие в спасении экипажа аварийной ПЛ «К-19».
ПЛ «С-271»
31.08.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-272»
30.09.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-274»
20.08.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-275»
25.10.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-276»
21.10.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-277»
30.09.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-278»
12.11.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
1962 выведена из состава флота и передана ВМС Польши.
ПЛ «С-279»
20.10.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
1962 выведена из состава флота и передана ВМС Польши.
ПЛ «С-280»
22.09.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-281»
07.10.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-282»
25.10.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-283»
31.10.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
23.09.1967 г. переименована во «Владимирский комсомолец».
ПЛ «С-284»
12.11.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-285»
31.12.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-286»
31.12.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-287»
31.12.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-288»
31.12.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-289»
31.12.1955 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-290»
03.02.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР перечислена в состав КТОФ.
05.1962 г. подготовка к переходу в Индонезию.
06–08.1962 г. переход в Индонезию и боевое патрулирование.
09–11.1962 г. обучение экипажа ВМС Индонезии.
12.1962 г. возвращение экипажа в СССР.
1962 г. выведена из состава флота и передана ВМС Индонезии.
ПЛ «С-291»
02.02.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-292»
31.03.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР перечислена в состав КТОФ.
05.1962 г. подготовка к переходу в Индонезию.
06–08.1962 г. переход в Индонезию и боевое патрулирование.
09–11.1962 г. обучение экипажа ВМС Индонезии.
12.1962 г. возвращение экипажа в СССР.
1962 г. выведена из состава флота и передана ВМС Индонезии.
ПЛ «С-293»
29.02.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-294»
11.04.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
Модернизирована по проекту 613В.
ПЛ «С-295» («Ульяновский комсомолец»)
25.07.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
Присвоено наименование «Ульяновский комсомолец».
ПЛ «С-296»
30.06.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР и принята в состав КСФ, вошла в состав 22 дивизии ПЛ СФ.
14.08.1956 г. прибыла в бухту Ягельная и перечислена в состав Черноморского флота.
1990 г. находилась в консервации.
1991 г. выведена из состава ВМФ СССР.
ПЛ «С-297»
31.08.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-300» («Брянский комсомолец»)
08.09.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
Получила наименование «Брянский комсомолец».
ПЛ «С-325»
17.08.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
1966 г. выведена из состава флота. передана ВМС КНДР.
ПЛ «С-326»
19.07.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
1966 г. выведена из состава флота. передана ВМС КНДР.
ПЛ «С-327»
17.07.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-328»
24.08.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-329»
28.07.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-338»
24.08.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-339»
31.07.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-340»
10.08.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-341»
08.09.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-342»
18.09.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-343»
25.09.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-344»
24.09.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-345»
11.10.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-346»
22.10.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-347»
26.10.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-348»
30.11.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
ПЛ «С-349»
31.12.1956 г. вступила в строй ВМФ СССР.
«С-360»
17 марта 1955 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
29 апреля 1956 года спущена на воду.
30 сентября 1956 года вступила в строй.
30 сентября 1957 года ожидание дальнейшего предназначения (базирование в Либаве, Клайпеде, Балтийске и Усть-Двинске).
В июле 1957 года участие в праздничном параде на Неве в Ленинграде.
В 1958 году вошла в состав 40-ой ОБрПЛ.
Летом 1958 года перешла с Балтики в Адриатику, в албанский залив Влера с базированием на бухту Пашилиман.
В 1959 году поход на полную автономность в район Гибралтара. ПЛ была обнаружена отрядом кораблей ВМС США, трое суток подвергалась преследованию. Успешно возвратилась в базу на 30-е сутки похода.
В 1960 году захвачена Албанией (вынужденно оставлена) на базе во Влере в момент разрыва советско-албанских отношений. Выведена из состава флота.
«С-361»
23 марта 1955 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
10 мая 1956 года спущена на воду.
30 ноября 1956 года вступила в строй.
«С-362»
31 мая 1955 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
13 октября 1956 года спущена на воду.
31 мая 1957 года вступила в строй.
«С-363»
12 января 1956 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
16 ноября 1956 года спущена на воду.
17 сентября 1957 года вступила в строй.
18 октября 1981 года Поломка радиопеленгатора о трал рыболовного судна.
27 октября 1981 года из-за ошибок счисления курса села на мель у базы ВМФ Швеции Карлскруна. Получила прозвище «Шведский комсомолец».
В 90-е годы выведена из состава флота. Продана в Швецию. Используется в качестве музея.
«С-364»
31 января 1956 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
9 апреля 1957 года спущена на воду.
31 декабря 1957 года вступила в строй.
«С-365, РЭС-923, ПЗС-86»
29 февраля 1956 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
21 февраля 1958 года спущена на воду.
30 июня 1958 года вступила в строй.
Тактико-технические характеристики Проект 613
Водоизмещение надводное, т 1080
Водоизмещение подводное, т 1350
Длина, м 76
Ширина, м 6,6
Осадка, м 4,55
Скорость в надводном положении, узлов 18,3
Скорость в подводном положении, узлов 13,1
Дальность плавания в надводном положении, миль 13000
Дальность плавания в подводном положении, миль 353
Глубина погружения, м 170
Автономность, суток 30
Экипаж, чел. 53
Завод 199
С-331, УТС-410
30 марта 1954 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка
19 сентября 1954 года спущена на воду.
31 декабря 1954 года вступила в строй.
С-332
22 октября 1954 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка
11 июня 1955 года спущена на воду.
27 ноября 1955 года вступила в строй.
С-333, УТС-430
4 декабря 1954 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка
11 июня 1955 года спущена на воду.
20 ноября 1955 года вступила в строй.
С-334
10 марта 1955 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка
2 сентября 1955 года спущена на воду.
9 декабря 1955 года вступила в строй.
С-335
23 марта 1955 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка
2 сентября 1955 года спущена на воду.
28 декабря 1955 года вступила в строй.
С-336, ПЗС-545
15 июня 1955 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка
2 мая 1956 года спущена на воду.
3 сентября 1956 года вступила в строй.
С-337, УТС-320
30 августа 1955 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка
2 мая 1956 года спущена на воду.
31 августа 1956 года вступила в строй.
С-390
28 октября 1955 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка
2 мая 1956 года спущена на воду.
31 октября 1956 года вступила в строй.
В 1956 году вошла в состав КТОФ.
В конеце 50-х годов села на камни при швартовке. Сначала попыталась сняться с камней самостоятельно — безрезультатно. Была снята буксиром.
В конеце 50-х годов при глубоководном погружении на глубине 105 метров на лодке вырвало прокладку с клапана системы вентиляции средней группы. Под огромным давлением вода стала поступать внутрь корпуса. при мерно в такой же ситуации, предполагают, в 1963 году погибла американская АПЛ «Трешер». Командир БЧ-5 на С-390 спасовал и с перепугу, без команды, продул весь главный балласт аварийным продуванием. В итоге лодка вылетела из воды с дифферентом… в 80 градусов! В результате этого разлился электролит из аккумуляторных баков, возникло короткое замыкание, сработали автоматы, выполнявшие роль предохранителей, и лодка была полностью обесточена. В конце концов сумели запустить дизель, и она с грехом пополам вернулась в базу.
В конеце 50-х годов при нахождении на боевой службе обнаружена силами ПЛО, принуждена к всплытию. Вынуждена возвратиться в базу до окончания боевой службы.
В 1964 году через прогнившее днище цепного ящика якорь-цепь провалилась и тащилась несколько дней за лодкой в виде большой 100-метровой петли. В итоге эту петлю зацепил плавкран, выбирая свой якорь.
С-390 «Bramastra» (ВМС Индонезии)
28 декабря 1955 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка
30 июня 1956 года спущена на воду.
30 ноября 1956 года вступила в строй.
В 1956 году вошла в состав КТОФ.
В мае 1962 года подготовка к переходу в Индонезию.
В июне-августе 1962 года переход в Индонезию и боевое патрулирование.
В сентябре-ноябре 1962 года обучение экипажа ВМС Индонезии.
В декабре 1962 года возвращение экипажа в СССР.
В декабре 1962 года выведена из состава флота и передана ВМС Индонезии, получила наименование «Bramastra»
С-392
18 февраля 1956 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка
18 сентября 1956 года спущена на воду.
23 июля 1957 года вступила в строй.
С-393
29 марта 1956 года заложена на эллинге ССЗ № 199 им. Ленинского комсомола в гор. Комсомольск-на-Амуре как средняя торпедная подводная лодка
18 сентября 1956 года спущена на воду.
24 июля 1957 года вступила в строй.
Тактико-технические характеристики Проект 613
Водоизмещение надводное, т 1080
Водоизмещение подводное, т 1350
Длина, м 76
Ширина, м 6,6
Осадка, м 4,55
Скорость в надводном положении, узлов 18,3
Скорость в подводном положении, узлов 13,1
Дальность плавания в надводном положении, миль 13000
Дальность плавания в подводном положении, миль 353
Глубина погружения, м 170
Автономность, суток 30
Экипаж, чел. 53
Завод 189
С-153
9 августа 1952 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
30 января 1953 года спущена на воду.
31 декабря 1953 года вступила в строй.
С-154
6 сентября 1952 года заложена на Балтийск