В освобожденном городе восстанавливать транспортное
хозяйство пришлось полностью с нуля. Автобусное движение между
Симферополем и Севастополем открылось 23 марта 1945 года. По линиям в
Качу, Балаклаву, Ялту и Симферополь в первые послевоенные годы
курсировали грузовики ЗИС-5, оборудованные скамейками (их было 10). В
1946 г. в город поступили первые автобусы ГАЗ-03-30 на 16 мест каждый, а
в 1949 г. - 24-местные ЗИС-8. В апреле 1946 г. с прибытием
автобусов ГАЗ и ЗИС-16 возобновилось движение на Корабельную сторону и в
Балаклаву. Здесь автобусы заменили исчезнувший в городе трамвай. В
августе 1946 г. были пущены два 40-местных автобуса по кольцу города,
один 25-местный автобус на Стрелецкую бухту. Всего в это время на
городских маршрутах работали 6 автобусов. В конце 1946 г. действовали
линии: на Корабельную сторону, вокзал - кольцо города, на гору
Матюшенко, Севастополь - Уркуста (ныне Передовое), Севастополь - Шули
(ныне Терновка), Севастополь - Балаклава, на слободку Вакуленчука. В
начале 1947 г. стал курсировать автобус из города в Инкерман. В
октябре 1947 г. был открыт маршрут до Херсонеса - 3 рейса в день.
Несмотря на расширение сети маршрутов, в начале 1948 г. из-за плохих
дорог большинство автобусов стояло в гараже, а на линии выходили всего
4-5 машин. В октябре 1948 г. была открыта новая линия на Куликово поле. В
течение 1948 года в колонну прибыли 8 новых машин ГАЗ-03-30 и один
трофейный немецкий автобус "Дейц" из Феодосии. На 1 января 1949 г. в
автоколонне имелось 16 автобусов ГАЗ-03-30, 3 автобуса на базе грузовика
ЗИС-5, 4 ЗИС-16, 1 "Дейц". В 1948 г. автобусы перевезли 2.467,1 тыс.
пассажиров. С 1 января 1949 г. возобновилось движение автобуса в
Инкерман. Решением горсовета в августе 1949 г. был намечен плановый
выпуск 5 автобусов на Корабельную линию, 3 до Ушаковой балки, 4 до
Стрелецкой и Херсонеса, 4 на гору Матюшенко, 2 на Куликово поле, 2 по
Круговой, 1 на вокзал, 1 на Омегу и 3 на Балаклаву. В этом году в
Севастополь после капремонта прибыли из Москвы 5 автобусов ЗИС-8, а
также 28 ГАЗ-03-30. Были переданы в другие города Крыма несколько
ГАЗ-03-30, "Дейц" и переделаны в грузовые ЗИС-5. В 1949 г. автобусы
перевезли 4.985,8 тыс. пассажиров. Были также получены 8 легковых такси
"Победа". В 1949 году Севастопольская автотранспортная колонна была
реорганизована в автоколонну №102 Крымавтотреста. В начале 50-х годов из
состава автоколонны был выделен грузовой транспорт и она стала
исключительно пассажирским предприятием, располагающим таксомоторным
парком. В мае 1950 г. были получены два новых автобуса ЗИС-155. В
начале 1951 года из имеющихся на инвентаре 44 автобусов на линии
выходили только 12-15 машин. Действовали линии Северная сторона - Кача,
на Балаклаву, Омегу, Казачью бухту, Корабельную сторону, в Стрелецкую
бухту, на гору Матюшенко. С октября 1951 г. автобусный маршрут на
Корабельную был сокращен до вокзала, где пассажиры стали пересаживаться в
появившиеся в 1950 году троллейбусы. С пуском в ноябре 1951 г.
троллейбуса по кольцу города многие автобусные маршруты были выведены с
самого кольца. В конце 1951 г. колонна имела 45 автобусов, в том числе
ЗИС-8, ЗИС-155, ГАЗ-03-30. Последние машины стали быстро списываться,
последние автобусы этой марки исчезли с городских улиц в 1954 году.
В марте 1953 г. автостанция была перенесена с пл.Ленина (ныне Нахимова)
на пл.Восставших. В этом году были открыты маршруты до Орлиного, от
вокзала в Новый поселок, Северная - бухта Голландия, пл.Ластовая - Новый
поселок, Северная - городок завода, Северная - Кача. В конце 1953 г. в
автоколонне было 37 автобусов. В 1954 г. поступили 16 автобусов
ПАЗ-651 и 2 ЗИС-155, было перевезено 11.592,7 тыс. пассажиров. В конце
1954 г. в автоколонне было 47 автобусов, в том числе 3 ЗИС-8,
16 ПАЗ-651, 28 ЗИС-155. Последние автобусы ЗИС-8 были списаны в 1955
году. В сентябре 1954 года указанием Крымавтотреста маршруты автобусов
получили свои номера: 1 пл.Ленина - Стрелецкая (должны
были курсировать 7 автобусов) 2 пл.Ленина - Матюшенко (5)
3 пл.Ленина - Куликово поле (4) 4 пл.Ленина - Ушакова балка
(4) 5 пл.Ленина - Херсонесский музей (1) 6 пл.Ленина -
Камышовая (1) 7 пл.Ленина - Казачья (1) 8 пл.Ленина -
Новый поселок (1) 9 Севастополь - Балаклава (5) 10
Северная - Кача (1) 11 Северная - Любимовка (2) 12
Северная - Городок завода (3) 13 пл.Ленина - Воронцова гора (4)
14 Северная - Мекензиевы горы (1) 15 Северная - Радиогорка (1)
16 пл.Ленина - Омега (2)
С ростом темпов поступления новых автобусов
стали открываться очередные маршруты. В 1957 году автобусы стали
курсировать в район Мартыновой бухты и до Троицкой балки, в 1959 году -
на Красную горку, по центральному городскому холму (маршрут №32 от
пл.Ушакова до пл.Революции), с Северной до отделения совхоза "Заря
Свободы", а в ноябре этого года - от пл.Ушакова до Диорамы на
Сапун-горе. В 1958 г. в парк поступили ЛиАЗ-158, а в 1959 г. стали
поступать ЛАЗ-695, которые быстро вытеснили машины ЗИС-155. Динамика
роста перевозок пассажиров: 1956 г. - 16.659 тыс., 1957 г. - 17.765
тыс., 1958 г. - 17.850 тыс. человек. В 1959 году автобусы ходили
от пл.Нахимова - до Куликова поля, Стрелецкой, Херсонеса, 2-го км
Балаклавского шоссе, Троицкой балки; от пл.Ушакова - до Воронцовой
горы, Нового поселка, Сапун-горы; от автостанции на пл.Восставших - до
Омеги, Камышовой, Казачьей и мыса Фиолент; с Северной - до Учкуевки,
Любимовки, Качи, Северного городка, Мекензиевых гор. В январе
1960 г. автобусы стали курсировать от 5-го километра в поселок завода
винсоков (Максимова дача) и в поселок Дальний; в апреле 1960 г. - от
Инкермана в поселок ГРЭС. В октябре 1961 года у железнодорожного
вокзала был введен в строй новый автовокзал. В конце 1961 г. в
автобусно-таксомоторном парке было 107 автобусов, в том числе 16
ПАЗ-651, 33 ЗИС-155, 7 ЛиАЗ-158, 41 ЛАЗ-695, 10 ПАЗ-652, а также 47
такси М-21 и 3 ЗИМ-12. В 1962 г. прибыли первые 6 машин РАФ, а в 1963
г. - первый автобус "Икарус". В 1961 году автобусами было перевезено
18.859,3 тыс., в 1962 г. - 19.674 тыс., в 1963 г. - 21.760,5 тыс.
пассажиров. В 1963 году автобусы стали переходить на бескондукторное
обслуживание. С 1 января 1966 г. вместо участковых тарифов на автобусах
был введен единый тариф за проезд - 5 копеек. По мере развития
сети троллейбусных линий автобусные маршруты в центральной зоне города
стали сокращаться, и автобусы стали обслуживать в большей степени
окраины города и новые жилые массивы, куда еще не пришел троллейбус. В
феврале 1966 г. был открыт (продлен) маршрут №31 Мартынова бухта -
ул.Острякова. На нем работали автобусы ЛАЗ и ПАЗ-651, доезжавшие до
пересечения с ул.Силаева. В центре города их маршрут пролегал от
пл.Ушакова через Владимирскую горку на пл.Революции, затем по
ул.Капитанской, 6-й Бастионной до пл.Восставших. В 1966 году
автобусно-таксомоторный парк был переименован в АТП-1114. За 1966 год
автобусы перевезли 29.386,2 тыс. пассажиров. На 1 января 1967 г. в
парке имелось 168 автобусов, в том числе 116 ЛАЗ-695, 3 ЛиАЗ-158, 31
ПАЗ-652, 8 ПАЗ-651, 10 РАФ. В 1970 году был открыт автобусный маршрут
от бухты Камышовой в Казачью по новой дороге. С 1 января 1979 г. в результате реорганизации АТП на его базе было
создано два предприятия - автобусный парк АТП-11124 и таксомоторный
парк АТП-11103. С 1 января 1987 г. АТП-11124 переименовано в АТП-34330,
а в июле 1988 г. - в АТП-14330. В 1970-1980-е годы новые маршруты охватили все новые микрорайоны
Камышовой бухты, проспекта Острякова, Воронцовой горы, Северной
стороны, пригородные и дачные местности. В середине 70-х появились
вместительные машины "Икарус"-260 и "Икарус"-280. Во второй половине
80-х годов
стали действовать линии маршрутных микроавтобусов - из центра города к
Больничному комплексу на проспекте Острякова (РАФы), от Малахова
кургана до бухты Омега (ПАЗы). В 1990 году в АТП-14330
было 276 автобусов и маршрутных такси, в том числе 153 "Икаруса", 88
ЛАЗ,
20 ПАЗ, 15 РАФ. Из них городские перевозки осуществляли 135 автобусов.
В связи с экономией средств и по экологическим соображениям, в
1990-1992 гг. конечные остановки большинства автобусных маршрутов в
центральной части города были перенесены к конечным остановкам
троллейбусов на окраинах, в основном на 5-й км Балаклавского шоссе и
пл.50-летия СССР, где были оборудованы автостанция и
диспетчерские пункты.
С
началом кризиса 1990-х годов из-за отсутствия достаточного
финансирования автобусное хозяйство постепенно стало сокращаться,
уменьшились число автобусов в парке, выпуск на линии, количество
маршрутов,
объем перевозок. Основой подвижного состава являлись венгерские
автобусы "Икарус", однако парк их уже находился в сильно изношенном
состоянии - с развалом экономических связей со странами бывшего СЭВ
прекратились поставки как новых машин, так и запасных частей к ним.
Несмотря на финансовые трудности, в 1993 г. АТП-14330 были
приобретены 27 отечественных автобусов ЛАЗ-42021 с дизельными
двигателями КамАЗ и "Рено", однако они значительно уступали по
вместимости сочлененным "Икарусам". В 1993 году АТП осуществляло
городские пассажирские перевозки с четырех автостанций: 5-й км
Балаклавского шоссе, Северная, Балаклава, Инкерман, обслуживало 18
пригородных маршрутов. В городе
насчитывалось 265 автобусов, но на обязательные городские маршруты
выходили только 53. По междугородним маршрутам автобусы отправлялись
как в города Крыма, так и за его пределы: по Украине - в Бердянск,
Николаев, Херсон, Одессу, по России - в Новороссийск, Краснодар,
Ростов-на-Дону.
В 1994 г. по Севастополю стали курсировать "коммерческие" автобусы,
среди них могли быть любые машины, в том числе и междугородние
"Икарусы". Весной 1997 года в Севастополь из Южной Кореи прибыли 90
микроавтобусов на 14 мест, с апреля они стали курсировать по самым
загруженным троллейбусным маршрутам города - 10,12,14. Приобретены они
были по программе муниципального транспортного займа (лизинговый
контракт по закупке и эксплуатации микроавтобусов), название модели -
Asia Topic, откуда и пошло у севастопольцев употребление слова "топик"
применительно к любым небольшим маршрутным автобусам. К концу 1990-х
гг. автобусы по городу курсировали в двух
режимах: коммерческом - по самым загруженным и доходным направлениям (в
основном, в крупные жилые массивы, к торговым центрам и транспортным
узлам), и по линиям, где нет троллейбусных маршрутов, с обязательной
перевозкой социально необеспеченных пассажиров по заниженному тарифу.
1 апреля 1997 г. государственное предприятие АТП-14330 преобразовано
в открытое акционерное общество в соответствии с Законом Украины "О
приватизации имущества государственных предприятий" и Приказом
Регионального отделения фонда государственного имущества Украины в г.
Севастополе №141 от 24.03.1997 г. По состоянию на начало 1999 года
общество имело следующие структурные подразделения на территории
центрального гаража (ул.Индустриальная,3): автоколонна №1 (городские и
пригородные перевозки), автоколонна №3 (междугородные перевозки),
авторемонтные мастерские, административно-управленческий аппарат. А
также отдельно расположенные автоколонна №2 - городские перевозки в
Балаклавском районе (ул.Спартаковская,1) и автоколонна №4 - городские,
пригородные и междугородные перевозки на Северной стороне (Радиогорка). До середины 1990-х балаклавская колонна имела номер 5, а на основной
территории размещалась еще автоколонна №2, располагавшая
преимущественно автобусами ЛАЗ для экскурсионных, заказных и служебных
пассажирских перевозок. С 1 июля 1999 г. на базе автоколонны №3 создано ЗАО "АТП "Ахтиар",
на базе автоколонны №4 - ЗАО "АТП "Северная". По состоянию на начало
2000 г. ОАО АТП-14330 имело структуру: автоколонна №1
(ул.Индустриальная,3), автоколонна №2 (ул.Спартаковская,1),
авторемонтные мастерские (ул.Индустриальная,3). В 2000 году ОАО АТП-14330 обслуживало 21 городской и 5 пригородных
маршрутов общей протяженностью 445 км, в том числе по городу - 246,8
км, по пригороду - 198,2 км. В планах на 2000-2001 годы значились
мероприятия по переводу балаклавской автоколонны №2 на территорию
основного гаража с последующей сдачей в аренду отдельно стоящего
производственного комплекса, расширение оказания платных услуг по
техническому обслуживанию, создание совместного предприятия по ремонту
и техобслуживанию транспорта.
В 1996 году в Севастополе
действовали следующие автобусные маршруты:
1 Диорама -
ул.Жидилова 7 пл.50-летия СССР - Казачья бухта 8 5-й км -
Ялтинское шоссе - Балаклава 9 5-й км - Балаклава 10 5-й км -
Максимова дача 11 пл.Захарова - Бартеньевка 12 пл.Захарова -
Любимовка 14 пл.Захарова - Мекензиевы горы 15 пл.Захарова -
Радиогорка 16 пл.Захарова - Голландия 17 Инкерман - ГРЭС
18 ул.Шабалина - Отрадное 19 пл.50-летия СССР - м.Фиолент
21 5-й км - Сахарная Головка 23 5-й км - хутор Пятницкого -
Камышовая бухта 26 Инкерман - Сахарная Головка 27 2-е
отделение совхоза "Золотая балка" - Кадыковка (Балаклава) 28
Малахов курган - Троицкая балка 29 ул.Охотская (вокзал) - Красная
горка 31 Балаклава - Инкерман 32 Инкерман - ул.Горпищенко
33 пл.1 Мая - 1-е отделение совхоза "Золотая балка" (Балаклава)
34 Балаклава - Черноречье
|