| Не знаю почему, но для меня этот вид
транспорта всегда был чем-то притягательным. Бывает, доходит до смешного
– знакомые привыкли: если говорю, что поеду на трамвае, значит, сегодня
мои передвижения будут троллейбусом. Согласитесь, есть особая мелодика в
трамвайных звоночках, которые вплетаются в шумную звуковую канву
города. Когда-то так было и в Севастополе. Лошади пугались вагонов, и извозчикам приходилось заводить экипажи на тротуары.
Севастополь стал вторым после Киева городом в тогдашней Российской
империи, где начал действовать этот вид транспорта. Строительством
севастопольского трамвайного хозяйства занималось бельгийское
акционерное общество «Компания тяги и электричества», которое в
дальнейшем стало специальным отделением «Севастопольский трамвай». В
Лабораторной балке (ныне ул. Ревякина) были устроены электрический
вагонный парк и топливный склад. Станция небольшой мощности размещалась
в одноэтажном здании, сохранившемся до наших дней. 17 марта 1898 года
первые четыре вагона стали перевозить грузы от станции Севастополь до
порта Южная бухта и Царской пристани. Круговая линия трамвая проходила как раз по Большой Морской. В октябре
1898 года улица была закрыта для проезда экипажей, так как в связи с
проведением трамвайной линии производилось перемощение улицы и поднятие
мостовой. В конце ноября 1898 года движение по круговой линии было
проложено от Нахимовского проспекта до конца Большой Морской. Трамвайный
путь был одноколейный. Пассажирское движение открылось 1 января 1899 г.
Стоимость проезда – 5 копеек в один конец. Удивительная новинка
привлекла горожан – поначалу это был не транспорт, а скорее, аттракцион.
В день открытия движения вагонов по городской электрической железной
дороге было выручено 300 рублей, лишь за один день проехало до 6 тыс.
пассажиров. Места в вагоне брали с боем. На остановках толпы народа
дивились такому чуду. Единственным неудобством была узость улиц – лошади
пугались вагонов, извозчикам приходилось заводить экипажи на тротуары.
На следующий же день после открытия трамвайной линии была выявлена
первая кража в транспорте. Некий Станислав Наминский вытащил у барышни
часы, за что был задержан в вагоне с поличным. Каким же был первый севастопольский трамвай? Он был открытого типа,
сидения располагались поперек вагонов, вдоль него с обеих сторон
крепились подножки для выхода и входа. Скорость движения не превышала 12
км/ч, а на подъеме – 4-10 км/ч. Передние и задние площадки
вагоновожатого были открытыми. Порядок движения трамвая утверждался
обязательным постановлением Севастопольской городской думы. Для полной
безопасности движения вагоны оснащались тормозом, сигнальными звонками и
фонарями, тщательно вычищенными и исправными. Имелись шторы для защиты
пассажиров от солнца и дождя. На каждую из скамеек вагона допускались
лишь четыре пассажира, на передней площадке могли стоять трое, на задней
– 5 человек. Находиться на ступеньках запрещалось. Пассажирам в
трамвае предписывалось не курить, не есть, не шуметь, не петь, не играть
на музыкальных инструментах. Нижние чины, матросы и солдаты могли
стоять только на площадке. Полицейские во время исполнения служебных
обязанностей пользовались правом бесплатного проезда. Городская электрическая железная дорога проходила по следующим линиям:
Вокзал – Гараж (начиналась у вокзала и доходила до нынешней пл.
Суворова), Круговая линия (по кольцу города), Артиллерийская линия
(вдоль Артиллерийской бухты через базар и заканчивалась на углу Большой
Морской и Адм. Октябрьского). Эту линию продлили от Корниловской
площади до Графской пристани. Вскоре к этим маршрутам прибавилась и
новая ветка от разъезда на Новосильской площади (пл. Ушакова), мимо
сквера, на 4-ю Бастионную улицу до верхних ворот Исторического бульвара.
К 1909 году все работы по продлению трамвайных линий были закончены. В
1911-м трамвай был проведен от вокзала на Корабельную сторону.
Остальная часть города никаким транспортом не обслуживалась, за
исключением извозчиков в дневное время. Подвижный состав трамвайного
парка быстро рос. В 1898 году было всего 4 вагона, а в 1904 уже 15, в
1915 – 20, в 1926 – 28. В 1926 году была проложена трамвайная линия
Севастополь – Балаклава. В довоенное время вагоны трамвая были
переоборудованы в закрытые. За годы Великой Отечественной трамвайный
парк в Севастополе был полностью разрушен и после войны не
восстанавливался. Трамвай на улицах города заменили автобусы и
троллейбусы.
Столетие прошло со времени первого запуска трамвая по центральной
городской улице. Больше полувека было дано мостовым Большой Морской,
чтобы забыть гул неспешных вагонов. И все же попробуйте, гуляя по центру
города, представить рельсы трамвайной дороги и расслышать за гулом
автомобилей трамвайный звонок.
| |